Вступление
Можно ли этому научить?Музыка слов
Рифма
Разговор об образности
Плебс псов,
или немного о фонетике
О чём пишем?
|
«Я НЕ СИЖУ НАД СТИХАМИ, Я ИХ ПИШУ ПО ВДОХНОВЕНИЮ…»
Уважаемый
В.М.! Как обещала, прочитала Ваши стихи очень
внимательно. О впечатлениях тоже, как обещала, напишу
совершенно искренне и непредвзято.
Однако начну с другого. Еще когда Вы принесли мне
рукопись, и мы с Вами беседовали, меня насторожила одна
Ваша фраза. Я не помню ее дословно, но смысл был такой:
работать над стихами, шлифовать их – это, может быть, и
хорошо, но это не для Вас. Дело в том, что мне эта мысль
очень хорошо знакома, она очень характерна для
«самодеятельных» поэтов – и мысль эта с головой выдает
их непрофессиональность. Работать над стихом, над
словом, на мой взгляд, совершенно необходимо. То есть,
что значит – необходимо? Кому? Тут все дело в том, как
поэт сам относится к своему творчеству, в чем видит его
смысл. Если для него стихи – это просто отдушина,
средство самовыражения, лирический дневник, и не более –
тогда, конечно, можно и не задумываться, насколько они
хороши: написал, «выплеснулся» – и положил в стол до
следующего раза. Но если поэт решил издать их – значит,
он все-таки хочет быть «услышанным», то есть
прочитанным, понятым, так или иначе оцененным. А
следовательно, он не может не учитывать читателя.
Значит, ему должно быть не безразлично, как читатель
воспримет его стихи. И с этой точки зрения,
«подсовывать» читателю сырой, необработанный материал,
«полуфабрикат» – это со стороны поэта как-то не совсем
добросовестно. Что такое поэтический труд? Ведь
стихосложение – это еще и труд, верно? – не только ведь
это фиксация на бумаге (или экране компьютера) того, что
«само свалилось на голову». С моей точки зрения,
поэтический труд – это именно работа над словом,
приведение стихотворения в такой вид, чтобы каждое слово
в нем было неслучайным, чтобы ни самому поэту, ни
читателю не царапал слух неуклюжий размер, бедные,
неблагозвучные или избитые, банальные рифмы,
неудобочитаемые сочетания слов – и так далее. Может
быть, есть такие избранники Божьи, на которых
действительно «нисходят» готовые гениальные строки, да
только не верю я в это. Даже у гениев, я убеждена,
работа над словом – неизбежный этап, только, может быть,
эта работа происходит быстро, интуитивно и почти не
осознаваемо.
В Ваших стихах есть душа, есть мысль, есть
удачные находки, есть целые вполне состоявшиеся
стихотворения. Но гораздо больше в Вашей рукописи того
самого «сырого материала», о котором я говорю.
Впечатление такое, что Вам безразлично, каким получилось
стихотворение. Удалось – хорошо, не удалось – ну и
ладно. Это несерьезный подход. Не знаю, не настаиваю на
своем субъективном мнении, но для меня поэзия – это
триединство: мысль (или образ), чувство, звук. Причем
звук я, может быть, поставила бы на первое место.
Стихотворение может быть лишено каких-то «открытий», в
нем может не содержаться метафор и прочих образных
приемов, оно может держаться на одном только чувстве,
настроении – или, наоборот, на одних только раздумьях...
но без звуковой стороны оно не состоится. Звук делает
стихи стихами. Не устаю повторять: кто-то очень точно
сказал, что стихи – это музыка слов. Эта музыка может
быть и гладкой, мелодичной, и драматичной, «рвущейся» и
т.п. – но в любом случае это должна быть именно музыка,
а не какофония. Если нет звука – никакое глубокое
чувство не спасет стихи. Никакая блестящая авторская
мысль не поразит читателя, если она высказана коряво и
невразумительно.
Собственно говоря, добавить к этому мне почти нечего.
Добавлю лишь то, что эту мысль я высказала теми или
иными словами в огромном количестве писем!
Допускаю, что и это не есть абсолютная истина: кто-то из
гениев-импровизаторов напомнит мне о том, что «мысль из
головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами»…
Повторюсь: на мой взгляд, рождение «с налёту» готовых
шедевров не означает отсутствие работы. Оно означает
умение автора совершать эту работу «внутри себя»
молниеносно! Лично я таких блестящих импровизаторов не
знаю. А «молниеносные» стихи тех, кого знаю, по-моему,
только выиграли бы от шлифовки…
Следующая глава:
МУЗЫКА СЛОВ |